7 ноября вступили в силу поправки сразу в несколько статей Жилищного кодекса. Они определяют порядок расчёта оплаты за услуги ЖКХ.
Жильцам стало проще получить перерасчёт за некачественно оказанные коммунальные услуги. Например, если скачет напряжение, батареи плохо прогреваются или из крана идёт ржавая вода. Подать заявление на перерасчёт можно было и раньше, однако постоянно возникал вопрос, кто же будет делать перерасчёт. Теперь этот момент чётко прописан в Жилищном кодексе.
— По новым правилам требовать перерасчёта жильцы должны у той организации, с которой у них заключён договор на обслуживание. Если с управляющей компанией (УК), то у неё, если напрямую с ресурсоснабжающей организацией, то там… Если виновата не УК, то она всё равно обязана сделать перерасчёт, а потом самостоятельно разбираться с ресурсоснабжающей организацией, — поясняет партнёр юридической компании PG Partners Светлана Петрикова.
Прежде чем потребовать перерасчёт, надо собрать доказательства того, что с качеством услуг ЖКХ есть проблемы. Для того, чтобы потребовать перерасчёт, необходимо обратиться в жилищную инспекцию и вызвать оттуда специалиста для проверки качества услуг. Если специалист выявит отклонения, он их зафиксирует. Далее жилинспекция составляет акт и передаёт его на руки заявителю. Также доказательствами низкого качества услуг ЖКХ могут быть свидетельские показания, фото, видеосъёмка и т.д.
— Если есть проблемы с услугами ЖКХ, то нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Вызов нужно зафиксировать и сообщить своё имя и адрес. Если причина возникновения проблем неизвестна, то должна быть проведена проверка, причём не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги. По факту проверки нужно составить акт. Если из-за проблем с ЖКУ вы потерпели убытки или получили вред здоровью, то можете требовать возмещения. Например, если из-за перебоя с электричеством вышла из строя бытовая техника. В ряде случаев можно требовать и возмещения морального вреда (если жильцы претерпели физические или нравственные страдания), — пояснила юрист Европейской юридической службы Ольга Гусева.